Texte alternatif

Позитивная семейная психотерапия

“Счастлива не та семья, которая не имеет проблем,
а та, которая умеет их решать!»
Н. Пезешкиан

 

  • Обучение 1 год по модульной программе: 200 часов теории, практики, личного опыта и супервизии;
  • Базовые положения, методы и формы работы с семьёй в русле Позитивной психотерапии;
  • Консультирование супружеских пар;
  • Психотерапия детей и подростков;
  • Выпускники данного курса имеют возможность быть зачисленными в национальный профессиональный реестр УАПП как семейные консультанты;
  • Сертификат Висбаденской Академии последипломного образования (Германия) и Сертификат Украинского Института Позитивной психотерапии (УИПП).

 

Содержания программы обучения

Модуль 1. Базовые положения позитивной семейной психотерапии и консультирования.

       Тема 1 Позитивная концепция семьи. Семья как терапевт.
Целостный взгляд на семью.
Транскультуральные аспекты в работе с семьей.
Метафора как медиатор в семейных отношениях.

       Тема 2 Основные теоретические положения работы с семьей
Особенности позитивной семейной психотерапии и консультирования.
Пять ступеней помощи и самопомощи в консультировании семьи.
Сходства и отличия ПСП и других школ семейной психотерапию

       Тема 3 Методы и техники работы с семьей.
Первая встреча с семьей. Диагностика семьи.
Первое интервью в работе с семьей.
Техники других школ семейной психотерапии и их адаптация в ПСП .

       Тема 4 Личность семейного психотерапевта.
Ценности и личностные качества семейного терапевта.
Поведения и этика семейного терапевта.
Этические дилеммы в работе с семьей.

Модуль 2. Супружеская психотерапия и консультирование.

       Тема1 Модели партнерства в позитивной психотерапии.
Особенности развития женской и мужской моделей партнерства.
Критерии эффективного партнерства.
Транскультуральные аспекти партнерства.

       Тема 2 Основные теоретические фокусы работы с парой.
Три стадии взаимодействия и динамика развития отношений в парах.
Дифференциальний анализ супружеских конфликтов.
Дерево семейных концепций в терапии партнеров.
Пять шагов к согласию в супружеском консультировании.
Посредничество в разрешении конфликтов.
Супружеские группы.

       Тема 3 Работа терапевта на различных этапах жизненного цикла семьи.
Жизненный цикл семьи. Позитивная роль кризисов в жизни семьи.
Добрачное консультирование.
Работа с семьей на этапе ожидания ребенка.
Работа с супружеской парой в кризисных ситуациях.
Стадия отделения в жизни семьи.

       Тема 4 Работа с «симптомом» в супружеском консультировании.
Зависимость и созависимость в семье.
Партнерство и психосоматика.
Психотерапия сексуальных расстройств.
Жертвенность и насилие в семье.

Модуль 3. Консультирование и психотерапия детей и родителей.

       Тема 1 Позитум-подход в терапии детей и родителей.
Детские проблемы как сигнал для восстановления баланса в семье.
Ребенок как носитель неосознанных фантазий родителей.
Позитивные аспекты возрастных кризисов.

       Тема 2 Основные теоретические аспекты работы с детьми и родителями.
Этапы эмоционального развития ребенка.
Формы эмоциональных нарушений в детском и юношеском возрасте.
Дифференциальный анализ детско-родительских конфликтов.
Типы наследования родительских концепций.

       Тема 3 Техники работы с детьми.
Особенности работы с детьми на разных возрастных этапах.
Арттерапия в работе с детьми и подростками.
Сказкотерапия в детском консультировании.
Песочная терапия.

       Тема 4 Формы работы с детьми и родителями.
Особенности индивидуальной работы с детьми и родителями.
Групповая терапия с детьми.
Родительские группы.
Тренинг взаимодействия детей и родителей.

Модуль 4. Кейс-семинар по семейной психотерапии и консультированию.


       Тема 1 Представления кейсов по работе с семьей.
Групповая супервизия.

       Тема 2 Личность семейного психотерапевта.
Семейный консультант – как терапевт своей семьи.
Перенос и контрперенос в работе с семьей.
Активность и пассивность семейного психотерапевта.
Формирование идентичности семейного психотерапевта.
Ко-терапия в работе с семьей.

Варианты обучения

       Сертифицированные консультанты в методе позитивной психотерапии могут получить специализацию "семейный консультант". Условия сертификации (сертификат Висбаденской академии психотерапии, Германия): прохождение всех 4 модулей, выполнение 3 межмодульных работ, защита случая практической работы с клиентом на 4 модуле.

       Практические психологи и студенты-психологи могут пройти тренинговое обучение в формате отдельных модулей с получением сертификатов об их прохождении от Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента.

 

 

       Целями семейной терапии являются: повышение сплоченности семьи, улучшение адаптации ее членов к кризисным ситуациям, выработка конструктивного стиля общения между членами семьи.

       Можно выделить пять этапов работы с семейной группой.

  • Выявление центральной проблемы семьи, распределения ролей и способов взаимодействия ее членов.
  • Конфронтация семьи с основной проблемой.
  • Отклонение семьей основной проблемы и акцентуация на частных вопросах семейной жизни.
  • Признание основной проблемы, кризис и диссоциация семейной группы.
  • Консолидация семьи и выработка взаимоприемлемых решений по основным проблемам семейной жизни.

       Позитивная семейная психотерапия характеризуется гибкостью в системе взаимоотношений «психотерапевт — индивид — семья — общество». Основные усилия психотерапевта направлены на семью. Но он при этом не ограничивается помощью консультируемому через семью, он помогает также семье через индивида и способствует продуктивному взаимодействию членов семьи с окружающим сообществом. Таким образом, позитивный подход в семейной терапии ориентируется на ресурсы семьи и индивида, на социоэкологический и культурный потенциал.

       В русле данного подхода по-новому (для клиента) интерпретируются трудности, конфликты, проблемы, варианты их решения. Клиентам предлагается вместо скрупулезной диагностики причин затруднений стать в позицию «над ними», приложить усилия к поиску конструктивных решений «здесь и теперь». Больше того, нужно сделать проблемы своими «друзьями», источником для развития ситуации.

       Такой подход позволяет клиентам использовать в качестве ресурсов для изменений как прошлое (воспоминания), так и будущее, включая фантазии («Вообразите, что мы с вами встретились через пять лет...»).

       Важным компонентом данного подхода является поиск решений на основе личного опыта клиентов: они в действительности сами решают свои проблемы, просто не замечая этого.

       Психотерапевт также помогает семье избавиться от привычек, которые мешают находить решения повседневных проблем, мешают приобретать новый опыт, позволяющий думать, чувствовать, действовать иначе.

       В процессе психотерапии выясняется, как именно хочет измениться каждый член семьи. При этом важно понимание клиентами двух основных моментов: какие внутренние ресурсы может использовать семья в данный момент и каково желаемое состояние семейной системы, к которому стремятся ее члены и ради которого они согласны работать с психотерапевтом.